Самодельная солнечная батарея на 50 Вт

В свое время, начитавшись в интернете разных статей о самодельных солнечных батареях, я тоже увлекся идеей собрать что-нибудь своими руками. Последней каплей, подтолкнувшей меня к реальным действиям, стала статья американца Майкла Дэвиса о сборке солнечной батареи из элементов, купленных на аукционе eBay. Перевод этой статьи можно прочитать здесь: Как построить солнечную батарею.

Первым делом, я купил на аукционе сотню солнечных элементов, точно таких, которые Майкл описывал в своей статье. Эти элементы оказались еще и самыми дешевыми и доступными.

Солнечный элемент EverGreen

В добавок мне пришлось у другого продавца заказать специальный карандашный флюс, припой, а также плоские соединительные проводники.

Получив все посылки, я первым делом стал экспериментировать — сделал тестовую батарею из обломков, образовавшихся при пересылке. О результатах первых экспериментов можно почитать здесь: Первая солнечная батарея.

Далее пошел длительный и утомительный процесс припаивания проводников к элементам. Эта работа заняла очень много времени. Несколько раз я делал перерывы на неделю-другую, а то пайка проводов уже начинала сниться по ночам. Если соберетесь пойти по моим стопам и собрать свою солнечную батарею, послушайте моего совета — покупайте элементы с уже припаянными проводниками! Сбережете время и нервы :)

В процессе пайки, я увидел на YouTube как с такими же элементами мучаются другие самодельщики. Поэтому решал заснять парочку видеороликов, чтобы поделиться своим опытом. Вот как выглядит процесс пайки проводников, если вы уже «набили руку»:

Комментарии к видео на английском, но думаю, что все понятно.

Припой без содержания свинца для пайки солнечных батарей, который сейчас активно продается на eBay, я использовать не рекомендую. Такое ощущение, что он имеет высокую температуру плавления. В результате, при использовании маломощного паяльника паять элементы очень трудно. Элемент при пайке работает как радиатор — вы касаетесь его паяльником и припой моментально затвердевает, а расплавить его паяльник нормально не может — элемент отводит тепло в воздух. Именно поэтому все америкосы рекомендуют использовать мощный паяльник — 60-90 Вт.

Я же, как видите, обошелся 25-ти ваттным, т.к. использовал обычный отечественный припой ПОС-61. У этого припоя низкая температура плавления и мощности паяльника вполне хватает, чтобы поддерживать его в расплавленном состоянии пока вы ведете пайку.

Еще совет — припой берите в виде тонкой проволоки (1-3 мм). С прутковым припоем работать неудобно — для маломощного паяльника его приходится резать на кусочки.

Далее еще парочка видео-советов.

Тут показано как определить какой длинны нам нужны отрезки соединительных проводов. Просто я в сети постоянно встречал ошибочный совет взять удвоенную ширину элемента и прибавить ширину зазора между элементами. Эти советчики не учитывают, что на обратной стороне провод припаивается к контактной площадке, которая примерно на 1,5 см отстоит от края. На каждый элемент надо 2 провода,  сэкономив 1,5 см на каждом мы получим около 3 метров (!!!) экономии провода на сотне элементов.

Но экономия в этом вопросе — не главное. Просто в последствии, когда вы будете объединять элементы в батарею, вы все-равно отрежете лишние сантиметры провода, чтобы он не болтался и не приводил к короткому замыканию, касаясь соседних проводов. Так зачем нам потом делать лишнюю работу?

Второй совет касается того, как именно из длинного провода нарезать отрезки одинаковой расчетной длинны.

Мне нужны были отрезки по 155 мм, я взял две полоски картона толщиной 3 мм и шириной примерно 71-72 мм, намотал на эту катушку провод. Каждый виток, получился примерно 155 мм. Ну а то, как просто теперь это все режется, вы видите сами. Гораздо проще, чем измерять линейкой каждый отрезок :)

Ну ладно… Провода к элементам припаяны, идем дальше.

Провода к ячейкам припаяны

Первым делом надо определиться с материалами, которые мы будем использовать для нашей солнечной батареи.

В своей статье Майкл Дэвис рекомендует использовать дерево и фанеру. Безусловно, это материалы доступны и легко обрабатываются. Но они также очень сильно подвержены воздействию окружающей среды. Как вы не прокрашивайте дерево оно рано или поздно у вас облезет и начнет гнить. Поэтому я искал материал, который не будет боятся условий окружающей среды.

Стекло — хороший выбор. Материал прочный, его можно резать и клеить, а при наличии сноровки даже сверлить. Если использовать в качестве фронтального покрытия солнечной батареи специальное стекло или даже обычное, но высокой чистоты, то можно уменьшить потери и повысить итоговую выходную мощность. Но со стеклом есть одна проблема — оно хрупкое и бьется. Раз в несколько лет у нас стабильно случается град, стекло может не выдержать и тогда работа нашей батареи закончится — осколки разбившегося стекла повредят хрупкие солнечные элементы.

В итоге, выбирая материал который не проводит электричество, обладает эластичностью, легко обрабатывается, не гниет, достаточно прочный и при этом легко доступен, я остановил свой выбор на обычном оргстекле. Фронтальное покрытие — тонкое оргстекло 2 мм, подложка — толстое 4 мм. В качестве подложки можно использовать текстолит, но мне не удалось найти в продаже листы подходящей толщины и размера.

В промышленных солнечных батареях применяют герметизацию, стекло спекается со специальной пленкой, что придает ему дополнительную прочность. Фактически, промышленная СБ представляет собой триплекс. Сильный град конечно может повредить батарею, но разлета осколков стекла не будет. К сожалению, такой метод герметизации в домашних условиях не доступен.

Еще я рассматривал различные варианты герметизации по технологии пленочного и заливного триплекса (стекольщики знают), но все это оказалось дорого и нереализуемо в домашних условиях.

Американцы советуют для герметизации использовать прозрачный эпоксидный кампаунд «Sylgard 184″. Купить его можно на том же eBay по 50 баксов за банку. Проблема только в том, что этой банки хватит лишь на заливку одной солнечной батареи. Продавец пишет, что хватит на две — не верьте.

Короче, я решил совсем отказаться от идеи герметизации элементов. Это конечно ведет к уменьшению мощности, но зато сильно упрощает конструкцию.

Для того, чтобы в солнечной батарее элементы шли ровными рядами я сделал простую сборочную панель из фанеры.

Сборочная панель с пластиковыми крестиками

Элементы имеют размер 81х150 мм, на зазоры я оставил по 5 мм, поэтому на фанере  нарисовал сетку с ячейками 86х155 мм. Чтобы при сборке проще было укладывать элементы и они не съезжали,  я приклеил обычные пластиковые крестики, применяемые при укладке керамической плитки.

Немного напишу о размерах. Я исходил из имеющихся материалов. Оргстекло мне удалось купить размером 76х68 см. В такой размер помещается 4 цепочки по 8 элементов — всего 32 шт. Вообще-то, для сборки солнечной батареи на 12 В рекомендуется использовать 36 элементов (4х9). Однако, учитывая, что я все-равно буду собирать цепочку СБ и использовать «умный» контроллер, я решил немного пожертвовать напряжением и мощностью. Зато изделие получилось из легкодоступных материалов.

32 солнечных элемента позволят получить батарею мощностью примерно 50 Вт. Каждый элемент имеет пиковую мощность порядка 1,75 Вт (в сумме 56 Вт), но часть мощности потеряется из-за переортажения на стекле и отсутствия подбора элементов по параметрам.

Также отмечу, что количество цепочек элементов в солнечной батарее желательно делать четным, чтобы полюса оказались с одной стороны и их можно было компактно вывести в одну коммутационную коробку. Если сделать, например, три цепочки, то полюса батареи у вас окажутся по диагонали друг к другу.

Продолжаем сборку: устанавливаем получившуюся сборочную панель на горизонтальную поверхность и укладываем солнечные элементы.

Укладываем элементы на сборочный стол

После этого надо опять немного поработать паяльником. У меня на пайку ушло 2 вечера, часа по 2 каждый день :)

Паяем цепочки элементов

Цепочки между собой соединяются при помощи специальной шины — более широкого плоского провода. Этими же шинами делается вывод полюсов батареи наружу. Помимо двух полюсов я решил сделать еще и вывод «средней точки». Чуть позже объясню зачем. Вывод наружу делается через отверстия в подложке.

Соединительные шины и вывод проводников наружу

Для приклеивания элементов к подложке я решил использовать найденную в магазине монтажную ленту. Она из какого-то пористого полимерного материала, мягкая и имеет с двух сторон клейкий слой. Держит очень крепко и предназначена для работы на открытом воздухе.

Монтажная лента

Нарезаем ленту на небольшие кусочки и приклеиваем их ко всем элементам ровно по центру. Пайка на контактных площадках у меня получилась выпуклой, поэтому я клеил ленту в два слоя.

Клейкая площадка с обратной стороны элемента

Надо чтобы клейкая площадка возвышалась над контактами и над пластиковыми «крестиками» сборочного стола. Потом, когда мы на элементы приложим подложку и прижмем ее, клейкие площадки приклеятся к ней и каждый элемент окажется надежно закреплен на подложке. После приклеивания элементов, поднимаем подложку (с ней поднимаются и все элементы), переворачиваем и видим вот такую красоту.

Элементы на подложке

В последствии я при помощи кусочков монтажной ленты еще и шины закрепил на подложке, чтобы не болтались.

Теперь как-то надо закрепить фронтальное стекло. Для этих целей я использовал ту же монтажную ленту, но только более широкую. Цвет значения не имеет  у меня оказалась светлая.

Борта батареи делаем из монтажной ленты

Борта я тоже делал из двух слоев ленты, как и клейкие площадки для элементов, чтобы они получились примерно такой же высоты.

Наклеив второй слой ленты на борта я оставил сверху защитную бумажную пленку по всей длине ленты. Дело в том, что к оргстеклу она приклеивается очень быстро и прочно, если накладывать фронтальное стекло прямо на клейки слой, его не получится выложить ровно с подложкой — обязательно будет какой-то перекос.

В решении этой проблемы помогла хитрость, подсмотренная у стекольщиков, занимающихся изготовлением заливного триплекса. На каждом бортике мы отрываем бумажный слой только на концах и загибаем его вот так:

Снять и загнуть защитную бумагу на концах отрезков ленты

После этого накладываем фронтальное стекло и выравниваем его края с краями подложки.

Накладываем фронтальное стекло

А дальше просто вытягиваем защитную бумажную пленку, слегка приподнимая край стекла. После опускания оно моментально приклеивается.

Вытягиваем защитную бумажную пленку и приклеиваем стекло

Стык получается ровный и красивый.

Стык фронтального стекла м подложкой

Как видите, я пока оставил на оргстекле защитную пленку. Планирую оставить ее до самого последнего момента — до установки, чтобы свести к минимуму количество возможных царапин при хранении и транспортировке.

Вот как выглядит моя солнечная батарея на текущий момент. Вид спереди:

Самодельная солнечная батарея. Вид спереди.

А вот как она выглядит сзади. Прозрачная подложка позволяет визуально контролировать все контакты, а в случае появления трещин в элементах, их будет видно на просвет.

Самодельная солнечная батарея. Вид сзади.

В верхней части с обратной стороны батареи прикреплена клемная планка на 3 контакта. В нее выведены полюса солнечной батареи и «средняя точка».

Клемная планка

Зачем, спрашивается, нужен этот третий контакт? В принципе, можно обойтись и без него. Но с ним можно сделать две хитрости:

  • В случае необходимости, можно будет включить в работу только половину  солнечной батареи и получить 6 В, вместо 12.
  • Но главное, третий контакт позволяет поставить на каждую половину батареи отдельный шунтирующий диод.

Зачем нужен шунтирующий диод? Если кратко, то он не позволяет элементам батареи, на которые падает тень, расходовать мощность, генерируемую остальными элементами, на которые светит солнце. В идеале, шунтирующий диод должен стоять на каждом элементе, но на практике это делают редко. Обычно ставят  шунтирующий диод на всю батарею. Хотя еще чаще его вообще не ставят, предполагая, что батарея будет стоять там, где на нее тень упасть не может. Ну а я решил поставить шунтирующие диоды на каждую половину батареи — если одна половина попадет в тень, вторая будет работать.

А теперь о том, что еще осталось сделать.

Я планирую сделать для батареи рамку. Для этого я уже подыскал алюминиевый профиль «уголок».

Профиль для рамки

Надо лишь выпилить 4 отрезка на каждую сторону солнечной батареи: 2 по 76 см и 2 по 68 см. Спилы делаются под углом 45 градусов, чтобы потом они ровно стыковались друг с другом.

Профиль для рамки отпиливается под углом 45 градусов

Вчера, как видите, начал пилить. Пилил ножовкой. Думал, что алюминий пилить будет легко, но где там. Пока сделал один отрезок (два пропила), весь взмок и сломал полотно :( Короче, рамка пока откладывается.

Кстати, можно также заказать рамку в багетной мастерской. У них есть толстый алюминиевый профиль, из которого рамы для картин делают. Там же дадут специальные прижимные пружины, уголки и «ушки». Но если хочется сделать самому — используйте просто алючиниевый уголок. Ушки можно сделать из него же, а закрепить это все винтами, думаю — не проблема.

Теперь «подобьем бабки» $)

Для удобства, все цены буду приводить в долларах.

  • Элементы куплены на eBay, в посылке было 110 штук. Цена 199$. Однако сверху пришлось оплатить доставку — 40$ и таможенную пошлину — 60$. Итого около 300$ за сотню элементов (несколько сломались). На батарею пошло 32 элемента, что в деньгах — 96$
  • Там же были куплены шины, карандашный флюс, припой и диоды Шоттки. Все вместе с доставкой от разных продавцов в пересчете на одну батарею обошлось примерно в 30$
  • Оргстекло — примерно 20$ за два листа.
  • Монтажная лента: половина катушки шириной 9-мм и полторы катушки шириной 2 см — примерно 5$
  • Алюминиевый профиль — 5$ за две «палки» по 2 метра.
  • Канифоль, отечественный припой, клемная планка, винты/гайки —  накинем еще 3-4$

Итого у меня получается примерно 160$ на одну солнечную батарею.

Сейчас, покупая элементы небольшими партиями (чтобы не платить таможенную пошлину) и с уже припаянными проводами и шинами в комплекте, я думаю, что можно уложиться и в меньшую сумму. Но даже 160 баксов за солнечную батарею в 50 Ватт — это неплохой результат — солнечная батарея промышленного производства мощностью 50 Вт стоит до 350$.

Не надо только забывать, что для сборки собственной солнечной батареи нужно ВРЕМЯ!!!

P.S. Испытать батарею в реальных условиях у меня пока не получилось — весь день работаю а вечером, солнце уже не то. Если получится, и если позволит погода, проведу испытания на выходных. Пока я лишь убедился в ее работоспособности — вечером на закате провел замеры у себя на балконе.

Тест солнечной батареи на закате - 14 вольт

Напряжение открытого контура 14 вольт.

Работает! :)



Комментарии (627) »

  • Евгений:

    В последнее время я стал интересоваться как можно доступно обеспечить себя энергией. я посмотрел данные материалы по созданию солнечных батарей, и у меня появился вопрос. Если есть возможность и время ответьте пожалуста на него кто разбирается в этом. Возможно ли за счет одного и того же числа солнечных элементов увеличить отдачу их за счет например окрски корпуса в черный цвет и установки дополнительно над ними луппы, за счет этого увеличится нагрузка тепла на элементы, но отдача их увеличится или нет?

    • Окраска корпуса в черный цвет ничего не даст. Вы путаете солнечные батареи с солнечными коллекторами — вот коллекторы должны быть черными для поглощения тепла.
      А линзы над элементами ставить можно, но не рекомендуется. Не думаю, что линзы вам обойдуться намного дешевле элементов. Обслуживать и мыть такую конструкцию сложнее. Система слежения за солнцем для СБ с линзами нужна обязательно — это тоже усложняет систему. Ну и самое главное — концентрация энергии на элементах приведет к их перегреву и возможному повреждению.

    • Не увеличится. Также не стоит обращать внимание на трекеры и отражатели. Эти устройства не рентабельны. Зайдите на мой сайт. Я там много написал полезного из личного опыта. Главная проблема всех альтернативных источников это стабильность.Главный враг солнечных батарей это пасмурная погода. Всякие трекеры, отражатели и концентраторы эффективны лишь в ясную погоду. В пасмурную из-за рассеянного света они не дееспособны. В ясную погоду достаточное количество энергии эффективнее получать, установив достаточное количество солнечных батарей. Это самый рациональный путь. Он же обеспечивает минимальный разрыв по мощности между ясной и пасмурной погодой: порядка 10:1.

  • Виктория:

    Спасибо большое за такую полезную статью. У нас на даче ближайшие 10 лет нет и не будет электричества, поэтому давно уже озадачилась этим вопросом. Спаяла 3 батареи по вашей статье (не зная вообще ничего об основах электричества и паяния :), и сейчас у нас есть свет по вечерам и даже небольшой телевизор. Заряд идет даже при облачности. По-крайней мере так показывает контроллер. Боялась, что будет проблема конденсата, но ни разу не замечатала влаги внутри батарей.

  • роман:

    а можеш нарисовать полностю всю схему батареи как и куда идут провода

  • Svoi:

    Еще бы схемку с регульятором и аккумулятором для сохранения энергии ;)

    И кстати, на ебае эти пластинки называются — solar cells (для тех, кто будет искать).

  • гена козак:

    спасибо за статью.

  • НИК:

    Приветствую всех и мои самые лучшие пожелания к наступающему Новому году. Вопрос : Подскажите, где можно купить шины для спайки контактов солнечных элементов?

  • Макс:

    У оргстекла есть офигенный недостаток — оно мутнеет на морозе — становится матовым. Для наружных систем не годится. Тут уж без обычного стекла не обойтись. К тому же, стекло можно и на 5 мм. достать без проблем в какой-нибудь конторе по сборке мебели. Такое стекло будет сложно и молотком разбить. Еще есть спецпокрытия для автомобильных бамперов. Они защищают от ударов и царапин поверхности бампера. При такой защите будьте уверены — даже град с яйцо куринное не разобьет стекляшку.

  • петр:

    Купил на алиэкспрессе комплект на 100 во из 40 монокристаллических пластин с диодами, шинами, флюсом и контроллером на 10А за 108 бакса.

  • женя:

    Я решил проблему электричества попроше :-) у меня был мопед :-) так я вместо колеса к двигателю прибамбасил генератор от Тайоты ,от него плюс и минус подключил к усилителю энергии и завел мопед :-) :-) :-) теперь у меня 220 есть реально :-) :-) :-) проще :-) :-)

    • Владимир:

      Так от него шум, нужен бензин,и постоянное обслуживание. Не думаю, что это лучший вариант. Солнечная батарея — это тишина и ощущение энергии неоткуда, а это кайф!

  • Zoltan:

    Ya vchera zakazal solnechniye elementi. Ya iz vengrii, tak-chto s dostavkoy ne tak strashno. Pravda vzyal na 2 kW bez provodnikov… minimum 1100 shtuk payat pridetsa, horosho druzey mnogo. Za vse otdal 900 baksov + ne znayu po tamozhne skolko budet, no u nas elektrichestvo ochen dorogo. za 2012 god na dom (86 kv.m.) zaplatil pochti 1200 dollarov. investiciya goda za tri vernyotsa.

  • Никита:

    Нужно что то положить пол оргстекло в середине батареи чтобы оно не продавливалось и не ломало элементы, мало ли может быть при транспортировке.

  • Ivan:

    Я читал что оргстекло Рлексиглас не мутнеет если кто сталкивался с ним подскажите пожалуйста.
    Если елементы закрыть с двух сторон стеклом может быть перегрев панелей?

  • Евгений:

    Сегодня получил с Aliexpres набор для самостоятельной сборки. Пока дойдет контроллер, начну ваять :). Спасибо за статью

  • Юрий:

    Все дело в том что сейчас солнечные батареи подешевели и за 300 долларов вполне можно купить 300Вт батарею с доставкой Aliexpress рулит)). Заводская сборка намного лучше домашней так как ламинирование элементов намного лучше стекла.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URL


Оставить комментарий

*